Translate

воскресенье, 27 января 2013 г.

Этюд в багровых тонах

Хорошо было в плёночные времена... Плёнки выпускали на все случаи жизни. Для естественного освещения и для искусственного в том числе. Нам с вами повезло меньше. Матрица в современной цифровой камере одна для всего на свете. Поэтому производителям приходится выкручиваться и должен сказать, делают они это не слишком изящно. Обычно чувствительность красного канала изрядно занижают, чтобы при свете ламп накаливания не приходилось тянуть зелёный и синий из глубоких теней. В общем и целом, это работает, но вот беда: при дневном свете в облачную погоду и в сумерки всё становится с ног на голову - красного начинает катастрофически не хватать.

Собственно, давно известны и описаны и сама проблема и способ её решения. Я очень рекомендую ознакомиться с обеими этими статьями, чтобы понять суть происходящего. Надо сказать, что в современных фотоаппаратах с хорошими сенсорами, у которых ДД превышает 12-13 стопов, данная проблема практически не проявляется, кроме, может быть, каких-то экзотических случаев. Но мы-то имеем дело с матрицами камер системы Nikon1 первого и второго поколений (10МП и 14 МП), у которых ДД не блещет рекордной шириной (мягко говоря).

Однако совершенно не обязательно бросаться в крайности и мучить себя и свою камеру установкой UniWB. Достаточно при необходимости просто пользоваться корректирующими фильтрами. Такая необходимость возникает только в условиях явного провала длинноволновой части спектра основного освещения сцены при необходимости хорошо проработать объекты как раз именно красного цвета. Поэтому требуется фильтр, ослабляющий зелёную и синюю части спектра. К счастью, подходящие характеристики имеют светофильтры FL-D и FL-W,  которые раньше активно использовали для подавления зелёной засветки, характерной для ламп дневного света (люминесцентных) тёплого и холодного оттенков. Вот так выглядят спектральные характеристики использованных мной светофильтров Hoya:


Итак, снимем некую тестовую сцену при очень недружественном к красным тонам освещении в пасмурную погоду. Баланс белого, исключительно для наглядности, принудительно выставим как раз на соответствующую цветовую температуру (около 6000К). И снимем три кадра: без фильтра, с фильтром FL-DAY и с фильтром FL-W.

Без фильтра
С фильтром FL-DAY
С фильтром FL-W
Тут хорошо видно, что красный цвет проработан гораздо лучше на кадрах со светофильтрами. И что радует, после приведения баланса белого к норме (по серой карте) это положение вещей сохраняется, хотя уже и не так бросается в глаза.

Без фильтра
С фильтром FL-DAY
С фильтром FL-W
Обратной стороной медали является тот простой факт, что оба этих фильтра, естественно, "съедают" изрядное количество света. FL-D - около стопа, а FL-W - до двух стопов. В какой-то ситуации это может оказаться критичным. Кроме того, по спектральным характеристикам фильтров видно, что FL-W довольно сильно выпячивает синюю часть спектра. В данном примере это не беда, но вот при съёмке на жарком юге солнечным днём может стать проблемой. Таким образом, в качестве универсального решения я бы рекомендовал именно FL-D фильтр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий