Translate

четверг, 20 декабря 2012 г.

Тестирование фотоаппарата Nikon1 J2: Режим "Освещение сзади"


В режиме "Освещение сзади" камера пытается выровнять слишком контрастное освещение. Делать она это может двумя способами:
  • Если в меню включить опцию "HDR", то будет сделано 2 кадра с разной экспозицией, которые потом хитро наложатся друг на друга, чтобы сохранить одновременно и света с более тёмного кадра и тени с более светлого. Надо заметить, что обработка длится заметное время - секунд 10-12. Плюс потом ещё пара секунд неотключаемого предпросмотра. Если вы торопитесь сделать следующий кадр, то будете сильно разочарованы. 
  • Если опцию "HDR" отключить, то камера будет справляться с ситуацией как-то иначе. Например, попросит вас активировать вспышку. И запросто при этом диафрагму подожмёт хоть до f16, поскольку установить выдержку короче 1/60 с электронным затвором невозможно. Зато на обработку не будет затрачено ни одной лишней секунды - это же ведь просто тупо заполняющая вспышка и ничего более. Ну, может быть ещё D-Lightning тут используется (а может и нет). 

Вообще, настройки этого режима не отличаются разнообразием. Кроме уже рассмотренной опции "HDR", можно только установить размер и качество джипега, выбрать цветовое пространство и включить/выключить подсветку АФ. Вся нелепость ситуации в том, что никак нельзя порулить параметрами обработки (контраст, насыщенность и т.п.). Единственная возможность хоть как-то вмешаться в итоговую картинку - ввести экспокоррекцию.

Ладно, от слов к делу. Вот, на мой взгляд, хороший пример: собор Василия Блаженного против солнца. При включенном HDR он получится вот так:


Да, бледновато. На экране монитора такую картинку показывать без небольшого допиливания проблематично. Зато для печати на хорошем принтере на хорошую фотобумагу, думаю, подойдёт как нельзя лучше. Если на скорую руку подправить в Лайтруме, получится как-то так:


В принципе, вполне достойная картинка. Не забываем, что в обычном "зелёном" режиме либо небо будет выбито, либо тени провалятся. Хотя, небо тут, прямо скажем, так себе прорисовалось. Ну а теперь всё тоже самое, только в raw в обычном режиме приоритета диафрагмы. Опять же, после небольшой обработки в Лайтруме, причём даже без всяких локальных корректировок и прочих неспортивных приёмчиков:


В общем и целом - примерно тоже самое. То есть режим "Освещение сзади" полезен только тем, кто снимает в джипеге. Это если кратко. А если поподробнее, то соображения такие:
  • Режим практически полностью неуправляемый. Нет никакого способа повлиять ни на параметры съёмки, ни на параметры конвертации. Камера установит какую захочет диафрагму, выдержку, ISO, режимы АФ и экспозамера и т.д. и т.п. Можно только ввести экспокоррекцию (и для вспышки тоже), но в условиях матричного замера это не очень-то здорово. Кроме того, точку серого камера устанавливает достаточно разумно и двигать её экспокоррекцией совсем не хочется. Я даже затрудняюсь сказать, что тут хуже всего. Наверное, кандидат на первое место - принудительно устанавливаемый камерой режим автоматического выбора зоны автофокуса. Крайне маловероятно, что при этом удастся сфокусироваться на тёмном и не очень контрастном объекте, где бы он ни находился, хотя, скорее всего, именно он-то вам и нужен.
  • Камера совершенно не стремится использовать низкие значения ISO. Поэтому, практически всё, что она выиграет за счёт HDR, можно легко отыграть обратно, снимая в raw на минимально возможном ISO. В моём примере, exif рапортует о выдержке 1/500, диафрагме f3.5 и ISO200. Не знаю, к которому из HDR-кадров это относится, но в ручном режиме "А" в raw на ISO100 получается выдержка 1/100 при диафрагме f5.6. 
  • Внутрикамерный джипег - это всё же не предел совершенства по многим показателям. Особенно - по части детализации. Да и шумодав в Лайтруме получше будет. И баланс белого можно править в гораздо более широких пределах. Я уже не говорю про то, что из 8-битного джипега уже ни тени ни света толком не вытянуть, в отличие от 12-битного raw-а и это очень хорошо видно при обработке в Lightroom. Например, небо можно сделать заметно более проработанным, если использовать локальную коррекцию, не затрагивающую остальное изображение. С джипегом этот номер не уже проходит. 
Для большей ясности приведу кроп из той части кадра, где разница наиболее отчётливо видна (не совсем 100%, но близко к тому). Это кадр в режиме "Освещение сзади" (из "подконтращенного" в Лайтруме варианта):


А это сконвертированный из raw:


Тут хорошо видно, что в варианте камерного HDR при меньшем контрасте насыщенность выше, что с одной стороны, хорошо, а с другой - не очень, т.к. приводит к потере детализации. Но при вытягивании теней из raw цвет наоборот получается несколько бледноватым, что, само собой, тоже не радует. Детализация изображения у внутрикамерной обработки чуток проигрывает Лайтрумовской конвертации, причём если камерный джипег немного подшарпить, полезут шумы. Ну а так по шумам приблизительный паритет, хотя картинка из джипега кажется несколько более "рыхлой". Возможно, это из-за моих манипуляций.

В общем, задумка у Никона с этим HDR-ом была неплохая, но реализация получилась слишком уж бесхитростная или, возможно, не учитывающая те или иные особенности каждой конкретной сцены, что при полном отсутствии возможности что-то "подкрутить" вручную сильно снижает ценность данного режима.

Ещё пара кадров, снятых в режиме "Освещение сзади":


Комментариев нет:

Отправить комментарий