Translate

суббота, 31 мая 2014 г.

Странная судьба системы Nikon1

Чуть меньше года назад Никон торжественно объявил, что будет переосмысливать систему. Первым результатом стал выпуск аппарата AW1 и пары линз к нему - по сути J3 с парой старых объективов в герметизированных корпусах. В кризисной ситуации такое решение можно признать удачным, поскольку оно обеспечивает хоть какой-то доход при близких к нулевым затратам на разработку. Мне трудно судить, насколько хорошо нажился Никон на этом ходе конём, однако, как и положено такому ходу, он был сделан явно куда-то вбок. Дальше установилась сравнительно долгая тишина, что и понятно: смена концепции требует времени.


Наконец, недавно были выпущены камеры V3, J4 и S2 одновременно с двумя объективами, один из которых оказался давно обещанным длинным телезумом, а второй - очередным китовым 10-30, до боли напоминающим объектив дешевой цифромыльницы. Первый из них, имея ЭФР 190-810мм и цену порядка $1000, при всём желании трудно считать меняющим что либо в нынешнем незавидном положении системы. Второй выглядит настолько нелепо, что принимать его за “знаменосца” новых веяний очень не хотелось бы.


А вот с камерами всё несколько сложнее. Явное направление нового вектора развития в них угадать сложно, но некоторые тенденции уже прослеживаются. Косвенным признаком этого можно считать тот простой факт, что Nikon обновил весь модельный ряд, причём практически одновременно (с интервалом примерно в месяц). Представленный первым V3 видится мне олицетворением метаний Никона, не понимающего, почему предыдущие модели V-серии не пользовались популярностью.


Вроде бы налицо попытки удовлетворить самые широкие запросы и пожелания пользователей. Судите сами: не вполне удобный кирпичеобразный корпус V1 был дополнен небольшим выступом-хватом, верхняя панель сделана абсолютно плоской - без нелепого горба, который так портил дизайн V2, однако оставлена встроенная вспышка, на отсутствие которой якобы жаловались владельцы V1. При этом можно дополнительно прикрутить ручку, снабженную массивным выступом, второй кнопкой спуска и колесом управления. Для встроенного видоискателя места не нашлось, но предлагается внешний. Если всё это нацепить на V3, то он будет очень сильно напоминать V2, а если снять - то модели J-серии, только в более крупном и рельефном корпусе (то что доктор прописал!). Ну и наклонный экран - тоже явно признак желания сделать людям приятное.


Только я боюсь, что на самом деле вся эта игра в трансформеры свидетельствует о непонимании производителем для кого и зачем он производит свою продукцию. Уже в третий раз Nikon ставит конский ценник в начале продаж и надеется, что вот теперь-то начнётся. Нет, не начнётся. В третий раз мы наблюдаем попытку сделать айфон от фотографии и в третий раз - неудачную. Невозможно добиться расположения широких масс и их готовности отвалить кучу денег тупо увеличивая количество мегапикселей, точек фокусировки и кадров в секунду. Пока не будет достигнут прорыв одновременно в изощренности, простоте и удобстве пользования, при этом без малейших ограничений свободы этого пользования, ничего не выйдет. К тому же, ниша статусного фотоаппарата уже занята Лейкой и турнуть её оттуда не представляется возможным.


Я уже молчу про откровенные дизайнерские ляпы: две кнопки спуска рядом - это предел маразма. Корпус чисто чёрного цвета тоже не верх совершенства. Эффектный вид серебристой верхней панели оценили уже абсолютно все производители. К тому же, серебристые объективы на полностью чёрном аппарате будут смотреться откровенно хреново. Вообще, Никон поступил немного безответственно с тем разноцветьем техники, которое наплодил. К примеру, бленды для 10-100/4-5.6 и 6.7-13/3.5-5.6 существуют только в чёрном исполнении.


Ценовая политика Никона по отношению к этой системе - вообще самая грустная песня из всех, что мне доводилось слышать. Такие “американские горки” не позволяет себе даже Самсунг. К примеру, цена на V1 через год-полтора после его выхода рухнула приблизительно втрое, при этом его до сих пор можно легко встретить в продаже новым! Старичок J1 тоже ещё встречается в рознице и это при том, что уже официально анонсирована и вот-вот начнёт продаваться четвёртая (!!!) модель серии. В цене он рухнул тоже раза в два. Сверхширокоугольник 6.7-13/3.5-5.6 в официальном магазине Никон выставлен за 21т.р., в то время как в других местах его реально купить за 12-15т.р. Ничего подобного в отношении зеркалочной техники Никон и близко не допускает.


Ну да вернёмся к нашим “баранам”. К сожалению, у меня пока не было возможности даже просто подержать в руках J4 (и, тем более, S2), поэтому ограничусь нехитрым анализом технических характеристик. Это немного сложнее, поскольку простого нажатия на кнопку спуска J3 и S1 хватило, чтобы понять, что данные аппараты точно не для меня: состояние полунажатия там отсутствует в принципе.


Итак, единственными сдвигами в нужном направлении (по сравнению с J1-J3), на мой взгляд, стали внутренний wi-fi модуль и тачскрин. Увы, нет пока возможности понять, насколько удачно они встроены в камеру, поэтому оценить успех это или провал пока тоже невозможно. В остальном я вижу попытки решить несуществующие проблемы: мегапикселей и так достаточно, как и точек фокусировки. Более мощный процессор - это, конечно, замечательно, но кроме FullHD видео с 60p вместо 60i этот апгрейд, похоже, ничего не улучшил. Скорость фокусировки и так была высокая, кадров в секунду и так хватало. Да, непрерывный АФ в серии стал ещё круче и это хорошо, но принципиально ничего не меняет.


Боюсь, что камерой пользоваться всё так же неудобно. Уже в который раз повторюсь, что ни к одному аппарату у меня не было такого колоссального количества претензий, как к J2. Что-то из этого исправили в J3, но основные проблемы остались плюс наплодилось новых. Подход к "юзабилити" должен быть радикально пересмотрен. Весь этот набор халтурных недоделок и нелепых ограничений со страшной силой тянет систему на дно.

Но самое прискорбное из изменений - матрица. В общем и целом, самый первый 10МП сенсор был вовсе не плох. Единственной недоработкой в нём был несколько более узкий динамический диапазон на низких значениях чувствительности (от ISO100 до ISO400), чем он потенциально мог бы быть. Но вместо того, чтобы улучшить этот показатель банально проапгрейдив техпроцесс, Никон затеял соревноваться с Сони по числу мегапикселей. Результат? Увеличение шумов на базовой чувствительности (которая стала ISO160), ухудшение цветопередачи (зелёный канал теперь ещё больше доминирует над синим и красным). Да, всё это - по мелочи, но сама тенденция крайне огорчительна, а в условиях, когда качество изображения и у старой матрицы было на грани приемлемого, так и вообще опасна. 

Зачем эти 18МП?! Они только загружают процессоры, отжирают место на флешках и дисках. Никакого существенного прироста детализации не наблюдается, поскольку большая часть объективов банально столько не разрешает, в том числе из-за дифракции, которая даже на 10МП становится заметной уже при f5.6, что для многих объективов - максимально открытая диафрагма на длинном конце. И даже то, что с трудом удаётся выжать всё равно тонет в возросших на пиксельном уровне шумах. По данным DxO матрица J4 даже слегка проигрывает матрице более старого и низкоклассного S1 и это уже совсем не смешно. Уж если Никон решил ориентироваться на успехи айфона, то неплохо бы обратить внимание, что Apple не торопится увеличивать мегапиксельность своих сматрфонов.

Ну то есть пока никаких революций в концептуальных вещах я не наблюдаю. Может быть, плохо смотрю (без всякой доли шутки и сарказма).


Мда... Едем дальше. Как и в любой системе со сменной оптикой, минимум половина успеха (или провала) зависит от этой самой оптики. Некоторые, скажем так, недобрые языки (Том Хоган в частности) считают, что линейка объективов в системе не сбалансирована. Преобладают “потребительские” зумы, а фиксов и вообще более серьёзной оптики не хватает. Это клинический факт, который отрицать глупо. Тем не менее, я оптимист и поскольку для меня эта система (как и позиционировал её Никон с самого начала) ни разу не “творческая” и не коммерческая, то и отсутствие крутых линз меня совершенно не беспокоит. Зато радует, что все объективы, включая самые что ни на есть простецкие, являются просто инженерными шедеврами. Все они имеют внутреннюю фокусировку, которая работает совершенно бесшумно и с молниеносной скоростью. Все они резкие с открытой диафрагмы по всему полю кадра (разве что у 10-30 углы чуток подкачали), не сильно хроматят и не имеют явных проблем с контровым светом и цветопередачей.


Да, справедливости ради, надо сказать, что одно суперстекло всё же есть: портретник 32/1.2. Где-то рядом с ним по цене и конструктиву находится новый 70-300/4.5-5.6, но формально к топу его отнести сложно из-за не постоянной (и довольно низкой) светосилы. К сожалению, это всё. Сравнительно не плох блинчик 10/2.8, но он темноват. “Полтинник” 18.5/1.8 светлее, но слишком велик и очень средненький оптически, как, впрочем, и 10/2.8.


Теперь пара ложек дёгтя на “консьюмерские” зумы. Китовые 10-30, 11-27.5 и 30-110 всё же темноваты для такой маленькой матрицы, новый гиперзум 10-100/4-5.6 очень хорош, но раза в два тяжелее, чем должен быть, старый 10-100/4.5-5.6 PZ - вообще жуткий монстр, сверхширокоугольник 6.7-13/3.5-5.6 - недостаточно широкоугольный (ЭФР 18-35мм) и слишком тёмный для своей цены и “положения в обществе”.


Ну то есть линейка оптики всё ещё находится в состоянии, близком к зачаточному. Выбора нет. Стёкол от сторонних производителей тоже нет. Формально, есть переходник на оптику Nikon-F, но это скорее экзотика, частично решающая проблему отсутствия в системе макрообъективов и бюджетных длинных телевиков.


Если Никон хочет успешно развивать данную систему, то самое время заняться и оптикой тоже. Явно не хватает малогабаритных светлых фиксов с ЭФР 35 и 50 миллиметров (да и 10-й блин надо бы заменить чем-то посветлее на стоп-другой и пошире на миллиметр). Не хватает макрика и фишая. Также нужны и светлые зумы, желательно с постоянной светосилой.

И всё же лично я более-менее доволен, поскольку использую технику Nikon1 в отпускных поездках, где небольшие размеры, скорость работы, универсальность и некоторые другие приятные мелочи вроде электронного затвора выходят на первый план. Дюймовая матрица достаточно уверенно обеспечивает высокое качество картинки в разрешении FullHD, (больше мне в данном случае и не нужно), а умеренный ценник позволяет не терзаться мыслями, что (абсолютно вторичные) затраты на фототехнику едва ли не превосходят стоимость поездки. Особенно прикольно, что подешевевшие в разы старые модели практически ничем не хуже новых!

Комментариев нет:

Отправить комментарий